Фильтруем базар о понятии "Время"  in  natūrā

    
                                                                                                         Тит Лукреций Кар.
  О природе вещей
                                                                                            Также и времени нет самого по себе, но предметы
                         
                                                                   Сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось,
                                                                                            Что происходит теперь и что воспоследствует позже.

                                                                                            И неизбежно признать, что никем ощущаться не может
                                                                                            Время само по себе, вне движения тел и покоя

                                                                                                     
                                                                                                      З.К. - Карейчик.
Конкретно, о понятиях
                                                                                           Времени срок, он не сам по себе, хоть записан в маляве,
                                                                                           Твердые нары и пайка в натуре его нарисуют тебе
                                                                                           Парься сиделец на зоне без всякой халявы,
                                                                                    И неизбежно признать, что темня и кантуясь поможешь себе

Возьмём расхожее: Time - concept relative (Время -понятие относительное). Звучит эффектно, только где оно, то ПОНЯТИЕ, и что за зверь такой ВРЕМЯ ?  Если о фундамантальных понятиях - Материя, Пространство, Движение и не прекращаются вялые споры, то в целом, принятые понятия о них всё-таки общепризнаны. Такого признания нет у понятия ВРЕМЯ. Одни предлагают своё определение, другие считают, что определение Времени дать невозможно, третьи предлагают пользоваться тем, что есть, четвёртые не признают Время вообще.

Хотелось бы сказать, что споры о времени идут не первое тысячелетие, но это будет неправильно, поскольку в разные периоды спорили, оперируя с тогдашним  восприятием времени. Как не вспомнить Св.Августина который  "знал"  что такое время, пока его об нём не спрашивали. Августин знал своё время, а Платон, Аристотель, Ньютон, Эйнштейн - свои. Зенон, Авиценна сомневались в его существовании. Они утверждали, что физическое время не существует и лишь субъективно присутствует в нашей памяти. По Демокриту, например, пространство и время - пустые вместилища материи, которые от неё не зависят. Этот абстрактный подход к понятию время и стал  основным. Платон рассматривал движение как что-то "не-сущее". А поскольку (по Платону)  существует только мир неизменных идей, то единственное движение - перемещение. Отсюда и прообраз абсолютного времени Ньютона, где время  остается вне бытия:это абсолютно равномерная (божественная) длительность (истинное математическое время). Аристотель определял время как "число движения", не отождествляя движение с самим временем. Н.И.Лобачевский дал такое определение: "... ДВИЖЕНИЕ одного тела, принятое за известное для сравнения с другим, называется ВРЕМЕНЕМ".  Н.А. Бердяев отмечал: «Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, и если мы подумаем об этих трех частях, то придем к странному выводу о том, что их нет.»   И т.д.

      На  сегодняшний день есть субстанциальная (Демокрит, Ньютон) и реляционная (Аристотель, Лейбниц) концепции времени, есть статическая и динамическая концепции, есть и попытки их совмещения . Есть концепции необратимости и обратимости времени. "Неточные" науки,  базируются на понятии исторического времени,  но у каждой из них своё время (геологическое, биологическое и т. д). Много чего есть, однако же , как мудро заметил ещё В.И. Вернадский : «Наука ХХ столетия находится в такой стадии, когда наступил момент изучения времени». Вот те раз, всё было впустую?

                                                                       Часть1.  Время в истории
     Для начала разберёмся, откуда вообще у человека взялось Время. Тут же вопрос: у животных есть Время? Сразу надо сказать, что у млекопитающих и у человека одинаковые органы чувств. Чувства времени нет ни у тех, ни у других. У животных нет и Времени. Не было его и у примата. Вполне хватало ему понимания последовательности событий и их длительности. Причём длительность здесь выступала в своём исконном виде, а именно: как  длина. Чтобы скоординировать последовательность своего прихода в пещеру ранее захода солнца, питекантропу достаточно представлять себе длину прохождения солнца по небосводу и длину оставшегося ему пути,  т.е. знания пространства и  движения. Собственно, говорить о появлении времени до появления счёта не приходится.
Это уже позже, далеко не сразу, понятие о времени  связалось с числом через движение. Ну и как же человек воспринимал это самое Время? Да по разному, в зависимости от уровня развития человека и общества.

     Различные цивилизации создали немалое количество космогоний - мифов о мироздании (библия и ислам, вьетнамские мыонги, египтяне, китайцы, славяне, народы Сибири:коряки, нанайцы, ненцы, шаманские религии, Месопотамия, этруски и древние греки, Индия, Иран, австралийские аборигены, племена Северной Америки и т.д.  И между всеми космогониями много общего: древнее мировоззрение мало интересовалось абстракциями, понятия не были отвлеченными, а были "чисто конкретными", пространство: горы, реки и долины; время, а вернее периоды, наделялись качеством (плохое\хорошее, "понедельник день тяжелы), в зависимости от того, какому из богов (духов) приписывалось. Поскольку пантеон богов ограничен, очередность владения временем замыкается в цикл, а это основа для создания календаря. А как же в монорелигиях? Например в Библии? Время вроде бы является отрезком, лучом: от сотворения до Судного дня. (Эсхатология). Такое понимание присуще многим религиям. Так вот, именно эсхатология и зацикливает тот самый отрезок: от вневременности- до созидания мира, к вневременности- после конца света. А если  предусмотрен новый цикл, то там и время новое.
    Во всех древних космогониях речь идёт не о собственно  времени, и уж тем более не о времени в нашем понимании, скорее "время" представляется календарно, а кто осмелится утверждать, что календарь меряет время?  Немного истории:

    В гесиодовской «Теогонии» присутствует представление о двух временах: одно-циклическое время несовершенного мира, другое - высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира.
    Гомер не знал никакой точки времени, а всегда только длительность. Время больших событий  не содержится в потоке времени, а лежит вне его, время не являлось  пространством для происходящего, но было самим этим происходящим. Из прошлого бери лишь пламя - обметай пепел. (греческая пословица)
    В ведическом знании (Вед- Риведа) время  описано как относительный феномен, зависящий в основном от развитости личного духовного мира индивидуума.
    В Средневековой Скандинавии, говорят о застывшем , или даже идущем вспять мифологическом времени.  То же можно видеть и в " Слово о полку Игореве"
    Японское" время "кругло": традиционное временное мироощущение японцев не является прямолинейным течением из прошлого в будущее, а представляет собой вращение. В Японии время бесконфликтно-непрерывно. Прошлое, настоящее и будущее здесь объединяются в категории "вечного теперь" (нака-има). Упавший лист возвращает приход осени. (японская пословица)
     В рамках арабской культуры  время, согласно Корану, не является вечным потоком, которые выражается в линейной или циклической концепции временности, но представляет собой вечное настоящее.
    Теория, предлагаемая Джоном С. Мбити,  утверждает, что время у нецивилизованных племен Африки событийно, и содержит всего две временных формы, прошедшее и настоящее время, но не будущее.
     Уорфу, исследуя язык североамериканских индейцев, сделал вывод: «В отличие от мировосприятия индейцев, европейское более объективирующее восприятие времени заставляет нас выдвигать на первый план историчность и все, что связано с записью событий. Миросозерцание индейцев очень сложное и тонкое, они видят все события в их непрерывном развитии, чтобы допустить простые и ясные ответы на вопросы о „начале" одного события и „конце" другого. Если все, что когда-либо произошло, на самом деле существует, но только в иной форме, нежели в той, в какой запечатлевается в памяти или в изображениях, то пропадает стимул к изучению прошлого. В соответствии с таким взглядом настоящее нужно не записывать, а использовать для приготовления к тому, что наступит…»

     Найджел Трифт установил, что время в средневековых обществах было понятием неопределенным: некоторые значительные события (религиозные празднества, ярмарки, приход нового времени года) становились временными вехами, между которыми проходила большая часть повседневной жизни, не имеющей точной временной разметки.
     В давней Росси время воспринималось как вечное, без начала и конца (вневременное общество). Это только  Пётр Первый  положил начало связи жизни государства со временем.  А народ связывал время с длиной: "долог день до вечера, коли делать нечего". (долог-длинный.)
    Христианство: время это не прямая, а луч, имеющий начало. Если же учесть, что в Писании сказано о конце времен, то это отрезок.
    Зороастризм: история конечна во времени, но верховный бог Зерван символизирует бесконечное время.
    Буддизм (Нагарджуна - Индия):  "Неподвижного времени, которое можно было бы воспринимать чувствами, нет, и движущееся время не воспринимается; как же можно говорить о времени, которое не воспринимается… Если время существует только по отношению к объектам, то откуда возьмется время вне объектов. Мы отрицаем бытие объектов, тем более существование времени"

    Южн.Америка, Майа: круглый календарь, притом, что колесом они не пользовались.
    Америка: время-деньги.

 В квантовой теории  время выпадает, там его просто нет, вернее там оно мнимое, там нет разницы между прошлым и будущим.
  Что завтра?  Сторонники теории струн  (замена частиц струнами)  согласны с Эдвардом Виттеном, сказавшим, что пространство-время, должно быть обречено. Понятие пространства-времени - это нечто такое, от чего, возможно, придется отказаться. Дэвид Гросс  дополняет: На сегодняшний день многие из нас убеждены, что пространство и время - x, y, z, t, - не первичные, а, скорее, производные понятия.
    
Можно продолжать, хотя вывод очевиден: на разных этапах, у разных групп людей были различные представления о времени. На основе чего спорить?

                                                                      Часть 2.  Возникновение науки (и времени)
            Есть в мировой истории знаменательный период (примерно между 800 и 200 годами до н.э.), немецкий  философ Ясперс назвал его "Ось мировой истории" или "Осевая эпоха". На смену язычеству приходят мировые религии, а на смену мифам - философия. В этот период возникли параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, которые сформировали тип человека, существующий и поныне. Ясперс рассматривает этот период как духовную связь между народами. Мы же посмотрим на него с точки зрения возникновения науки как таковой и, в частности, возникновения понятия ВРЕМЯ. Так получилось, что восточная философия ограничилась этико-политическим аспектом, а европейская ещё и создала собственно Науку. Для уяснения этого феномена придётся расширить рамки исследования. Начнём с древнего Египта, последуем на Крит, оттуда в Грецию, Рим и передовые страны Европы.
            Земледельческие племена, населявшие долину Нила, поклонялись священному быку, символу земледелия Апису, а образе которого был воплощен Осирис. Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный же берег был отдан «вечности» - загробной жизни. Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, а жизненный путь человека они уподобляли «пробегу» солнца.  Загробная жизнь  воспринималась как будущее.  В течении многих веков накапливали египтяне знания, эмпирически. Так на практике они знали и использовали свойства прямоугольного треугольника, но выводить теоремы (как это сделал Пифагор), им просто было ни к чему. Знали они и часы: песочные, водяные, солнечные. Но и циферблат  к солнечным часам не превращал их в прибор (как это сделал Анаксимандр Милетский), это им тоже было излишним. Вообще считалось, что богиня неба Нут вечером проглатывает солнечного Быка, а утром рождает опять, отсюда и солнечные часы не привязаны к непрерывному потоку времени. А само время как бы выносится из человеческого существования: персонифицировано второстепенным, ночным, лунным божеством - Хонсу. Водяные часы использовались самого простого устройства, и именно для ночи. Песочные же часы, отнюдь не определяли Время, а длину, например  речей ораторов в суде.  Миф Древнего Египта зовет человека принять раз навсегда заведенный мудрый порядок. Символ Египта - пирамида, олицетворение неизменности, количество не переходящее в качество. Несмотря на огромный запас знаний (количества), сельскохозяйственная страна ограничивала  свои космогонические представления  в теогонической, мифологической форме и там нет даже зачатков материализма - основы науки (качества). ("Гробокопатели" напрасно ищут в пирамидах потаённый смысл).
       Центром раннего этапа античности (конец 3 - середина 2 тыс. до н. э.) был остров Крит, а несколько позже - та часть греческого материка, где находится город Микены (греки-ахейцы, 
XV-XIII вв. до н. э.). Культуру этого периода называют крито-микенской. Начало её- Минойская культура (по имени легендарного Миноса), признана учеными высочайшей цивилизацией человечества и ставшая истоком европейской культуры,  достигла расцвета около 1700 до н. э. Это была  первая европейская цивилизация. На Крите на пять столетий раньше, чем в других областях Эгеиды, возникло классовое общество и государство.  Население островного государства, мореходцы, поддерживало тесные связи с Древним Египтом, Сирией, Кипром, Анатолией и Грецией.  На Крите, согласно легенде, в подземном лабиринте, ежегодно в жертву полубыку-получеловеку Минотавру (хтоническое подземное божество), приносились человеческие жертвы (в Египте: бык-Апис), очевидно вулканический характер местности, землетрясения явились причиной создания такого мифа. На самом деле раскопки подтвердили наличие величественных дворцов, но лабиринта нет.  В то-же время Крит - остров, где родился Зевс. Там  родились мифы о Зевсе, принявшем облик быка и похитившем  Европу .  В первой половине и в середине II тысячелетия как материальная, так и духовная культура Крита оказывала влияние на племена материковой Греции и содействовала их более быстрому развитию, она предшествовала классической эллинской.  Произошедшее извержение вулкана на о.Санторини около 1450г.до н.э.  а потом в 1500г. до н.э. недалеко от Крита ужасное землетрясение, подтолкнуло цветущую критскую цивилизацию к распаду. С началом железного века  набеги ахейцев с материка положили начало заката минойской цивилизации, но достижения критской культуры были переняты и далее развиты ахейцами. (Кстати тогда же была разрушена Троя). Таким образом, Крит послужил мостом  для переноса египетских знаний в Грецию. Эта связь продолжалась и в дальнейшем, например древнегреческий историк Геродот, посещал Египет около 450 года до н. э.
         Греки - первый народ, обратившийся к науке. Не удовлетворенные  религиозной трактовкой природных явлений, они пытались выявить законы природы. Культура Древней Греции, одна из немногих, которая развивалась самостоятельно, не опираясь непосредственно на научный опыт других культур.Она пронизана  стремлением к познанию и созиданию на основе знаний, полученных опытным путем. Тогда общее религиозное восприятие реальности сочеталось с рациональным познанием мира.К 500 до н.э. в большинстве греческих полисах власть тиранов была упразднена, во многих из них утвердилась демократия, В самом начале VI века до новой эры в греческих городах-колониях возникают  первые в истории человечества  философские школы, появляется еще одна, незнакомая прежде социальная фигура - мудрец, в более поздней терминологии - философ. Но довольно быстро мудрецы, затем философы становятся заметными в системе древнегреческой культуры. К ним привыкают. Привыкают и к их спорам, которые занимают все более важное место в жизни древнегреческого полиса. Более того, обнаруживается, что крупный греческий город без философских дискуссий немыслим. В Греции во время Олимпиад и других праздников начинают проводиться соревнования между мудрецами. Начинается осмысление мифа: поэма Гесиода «Теогония» где человек пытается осознать не только то, что он непосредственно наблюдает и переживает, но и ставит те вопросы:, на которые он сам еще не может дать ответ, но которые уже не может не поставить.  Греческая мифология близка к египетской. После покорения Египта Грецией завоеватели стали изучать верования египтян; они придали египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. Благодаря  мифам древней Греции (Гомеровский эпос. после 750 до н.э.) можно увидеть, как формировалось представление  греков о мироздании.  Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий.  Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос - первое, что появилось из безграничного Хаоса И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Другая версия: первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос,  Одолев Кроноса, егот сын Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка. Эллины почитали многих богов, особенно Зевса, повелителя всех богов,он  вершил правосудие только в присутствии  Фемиды, которая обладала даром пророчества, управляла 13-месячным годом. От него она родила трех мойр - богинь судьбы, Гефеста - бога ремесла,  Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, Гермеса - бога путешествий, торговли,  считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты. Неплохая база для осмысления? Но мифы ссылаются на что угодно — на предание, на богов, но вот к примеру то, что Земля огромное тело, имеющее форму шара, должно было быть доказало греческими мудрецам-философами на основе астрономических заключений или же хотя бы построено на абстрактных теоретических предположениях. Философы абстрактны, они старались уйти от смутных образов мифа, это стадия синкретической культуры когда она начинает отрицать самое. Мифологическое мышление было безлично, автор мифов не известен, философское мышление - личностно: первыми философами были Фалес из Милета, Анаксимандр, Пифагор и Ксенофан. Мифологическое мышление постулирует, а философское - доказывает, первый философ Фалес (ок. 625-547 г. до н.э.) объехал половину доступного на свое время мира, познакомился с различными интерпретациями такого возможного древнейшего знания. Но Фалес перевел это знание в «плоскость научного интереса», доказав и первую геометрическую теорему, то есть из комплекса свойств, распространенных по мифам и подобным источникам, вывел группу научных для своего времени образов.
Анаксимандр (610 - 540 до н. э.) автор первого греческого научного сочинения («О природе»). Считается также, что Анаксимандр совершил несколько колониальных экспедиций
. Ему приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»). Он же впервые в Греции установил гномон.
Пифагор (585-500 до н. э.) первый стал употреблять слово «философия» и называть себя философом. Пифагор и пифагорейцы превратили математику в универсальный язык науки.
 Ксенофан (580-577 до н.) По Ксенофану, мифология - продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие.
Дальше - больше:
Демокрит (5 в. до н.э). много путешествовал (Диоген Лаэртский говорит, что он был «учеником каких-то магов и халдеев), развил атомистическую теорию. Его попытка дать целостную картину мира была, вероятно, наиболее значительной до Аристотеля.
Эмпедокл (492 -  432 до н.э.) Теория ощущений:  «от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств»
Левкипп (вторая половина 5 в. до н.э.) основатель античного атомистического учения и принципа жесткого детерминизма: «Ничего не происходит зря, для всего имеется необходимое основание».
Гераклит (
540 – 480 до н.э) один из предшественников Аристотеля : концепция непрерывного изменения. Для Гераклита "...мысль и время неразделимы; мыслить для него означает мыслить время»  Он признавал наличие органической связи между мыслью и временем, отдавая преобладающее значение времени. Это он сказал: "Нельзя войти в одну и ту же реку дважды "  Впрочем его оппонент Кратил  считал, что "нельзя и один раз”.
Алкмеон (5в до н.э) Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела
Платон (429-348 до н.э.) По преданию, посетил Кирену и Египет  основатель академической школы. Его считают  изобретателем первого водяного будильника , вода, вытекая из верхнего сосуда в нижний,  вытесняла воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, и та начинала звучать. Собственно это устройство не "меряло" время.
 Аристо́тель (384 до н.ученик Платона,воспитатель Александра Македонского). Создал понятийный аппарат и сам стиль научного мышления. Он разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция».У него формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи, а отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств.
Архит (III век до н.э.) — философ-пифагореец, первый свёл движение механизмов к геометрическому чертежу.
Аристарх (III век до н.э). впервые теоретически доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.

Отметим, что еще в Элладе возникли две основные, спорные концепции времени:
Субстанциальная (от лат. substantia – «сущность»), берет начало от пифагорейцев (Пифагор, Архит Тарентский и др.), элеатов (Парменид, Зенон) и первых
атомистов (Левкипп и Демокрит). Она рассматривает время, как некую самостоятельную физическую сущность.

 Реляционная (от лат. relatio – «соотношение») концепция времени была выдвинута в работах Аристотеля. Эта концепция рассматривает время, как особый
 вид отношений между материальными объектами. Спор между сторонниками субстанциальной и реляционной концепций времени не утихает до наших дней.
             Вот так философы этого периода и создали основы Науки.  Но о Времени, имелись некие мифы: Крон-хронос, Фемида, знающая будущее, Мойры, управляющие событиями, причем у египтян вовсе нет аналогов этим богам, зато есть запас достоверных знаний, есть приборы, в т.ч. разные часы.  
Бероз вавилонский жрец в VI в. до н. э. на острове Косе, устроил т. н. скафис- солнечные часы. Эмпедокл из Акраганта упоминает в 450 г. до н. э. о водяных часах, предназначенных для измерения времени, представляемого ораторам во время судебных процессов. Первым  словом, произнесенным наукой об измерении времени, можно считать солнечный циферблат. Изобретатель этого усовершенствованного гномона Анаксимандр Милетский, который похвалялся, что превзошел египтян (а арабские астрономы оставили  трактаты по гномонике - искусству строить солнечные часы). Превосходство же в том, что он дал теоретическое обоснование. Греки воспринимали часы как научный прибор, вот только пользоваться им для измерения времени не очень-то получалось. Вот, к примеру, Эратосфен использовал свой усовершенствованный скафис с научной целью и прославился. И что же он открыл? Длину. Длину диаметра Земли.
В Греции приобрели популярность водяные часы, там они получили название «клепсидра». Водяные- понятно, «научный прибор»  должен работать независимо от поры суток или погоды. Греки усовершенствуют водяные часы, легендарной фигурой в области изготовления «клепсидр» стал известный греческий механик Ктезибий Александрийский. Часы вводятся в быт:
военный историк Айнаяс (360 г. до н. э.), упоминает о том, что с помощью водяных часов измерялась продолжительность ночных дозоров. Ну и конечно используются при выступлениях, отсюда выражение «aquam perdo» (теряю воду), мы и сейчас говорим о пустословии ораторов : «льёт воду».
Что же мы видим? Египтяне имели гири, линейки и часы, но не имели, даже в мифах, времени. Греки издакна имели гири и линейки, имели некое мифическое представление о времени, но до поры не знали часов. Но раз линейки, гири – меряют, то и часы должны нечто мерить. Вот это и было названо- Время, время как научное понятие. Пришлось осмысливать созданное понятие. Осмысливает время Зенон Элейский (490 до н. э. - 430 до н. э.), знаменитый своими апориями (парадоксы: Ахиллес и черепаха. Стрела), доказывающими невозможность движения.  Аристотель создаёт основные концепции пространства и времени, где они выступают как «метод» и число движения. Вершина осмысления: Лукреций Кар ( 99-55 гг. до н.э.) говорит, что времени нет. Но увы, уже проходят золотые времена расцвета философии, полисы уступают место  монархиям, империям, спрос на мудрецов падает.

 Рим открыл для себя и воспринял греческую мифологию, а затем превратил ее в греко-римскую. Значительная часть божеств была заимствована римлянами у греков. Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Кронос-Сатурн и т. д.). Воспринял Рим и науку: Клавдий Птолемей (II в. н.э) ещё пишет многочисленные математические, астрономичесикие и астрологические труды. Но имперские заботы не очень-то  нуждаются в науке, да и былой конкуренции философов нет: «всё пути ведут в Рим», там, априори, все лучшее. Впрочем вскоре вообще происходит замена мифологии: приходит христианство. Учение эсхатологичное, не нуждающееся в науке. Скоро, уже совсем скоро, ожидается конец света, спасение только в молитве, отнюдь не в науке. Пока ещё Климент Александрийский (греч. ок. 150- 215), полемизирует с теми христианами, которые с большим подозрением воспринимали «интеллектуализированное христианство», обогащённое понятиями языческой философии. Он пишет, что сам Бог даровал философию эллинам как инструмент богопознания. А уже Блаженный Августин  (354—430 гг.) ищет Время в христианстве: до момента создания мира Богом, никакого времени не было. Он считает время характеристикой движения и изменения. И вообще, нет никакого «перед тем» и никакого «потом». Прошлое обязано своим существование памяти, будущее — нашей надежде. Хотя тут же приводит пример с пророками, которые могли видеть будущее, стало быть где-то оно имеется. Определение Времени ему не далось. Были и после него философы, но это были философы-теологи.
Наступает период (со времени падения Римской империи до XIV- XVвв.) исторического развития Западной Европы где  философия средних веков носит религиозный характер (схоластика). Европа «забыла» про науку и про Время, даже часовое искусство переместилось на Восток. Именно из Багдада прислали в 761 году для французского короля часы, которые казались в Европе чудом искусства. В 1232 г. император Фридрих II получил в подарок от султана Саладина большие астрономические водяные часы. А песочные часы распространились только  в средние века. Священники определяли но ним продолжительность мессы, а моряки подсчитывали скорость движения судов. Собственно церковь берёт на себя роль «хранителей» времени, а фактически его регламентаторов. Появляются колокола. Изобретение колоколов  церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431), ну это если забыть, что ещё у греков использовались небольшие колокола при храме Цибелы и Прозернины, которыми призывали к богослужению. Монахи в средневековых монастырях измеряли время с помощью... книги. Звонарь монастыря, который должен был ночью звонить в колокол через каждые три часа, всю ночь читал молитвы по книге. И как только дочитывал до определенного места, бежал на колокольню, К VIII в. на Западе, благодаря Карлу Великому, колокола при церквях были уже широко распространены
. Колокола возвещали о встречах и проводах важных лиц, празднествах, браках и похоронах, сообщали о пожаре, наступлении неприятеля, собирали народ на вече, а впоследствии- стали отбивать время. В XV веке церковь постепенно уступала место в сердцах европейцев делам мирским, и если раньше люди жили по колоколу, то теперь они все больше времени проводили на торговых площадях и планировали свои дела по башенным часам – курантам. С половины XIV в. появляются первые куранты со сложными астрономическими механизмами. Колыбелью механических часов были страны Западной Европы, откуда  распространялось в конце XIII в. производство железных башенных часов, начиная с Вестминстерских часов (1288 г), во Флоренции(1300 г), в Модене, Падуе (40-х годы XIV в), в Страсбурге, (1352 г.) в Париже(1370 г.), в Праге(1410 г). Но только в 19 веке часы, наконец, стали входить в обиход горожан,  как прибор для измерения времен. Механические часы были доступны только аристократам, но их рассматривали как украшение, их иногда носили по две, а то и по три штуки
Прошли века, поднадоело жить в постоянном страхе Армаггедона. Приходит Возрождение (Ренессанс) (в Италии 14 - 16 вв., в других странах конец 15 - 16 вв..) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.  Источником научного процесса эпохи Возрождения было, конечно, не христианство, а античная культура, философия, идеи античных материалистов. В конце XV — начале XVI в. были напечатаны  первые собрания сочинений Платона и Аристотеля.
 Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии.  Появлется целая плеяда художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Крупнейшие ученые эпохи Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир. Не всем таковое нравится: на это же время приходится и расцвет инквизиции, но наука неудержимо развивается и… снова натыкается на запутанный ещё древними вопрос о времени. И снова приходится рассматривать движение и то, как собственно создавать Понятия.
Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) теологически интерпретирует учение Аристотеля. Бога рассматривает как первопричину и конечную цель всего сущего. Считает, вслед за Аристотелем, что суть любой вещи заключается в сочетании формы и материи. При этом материю считает лишь восприемницей сменяющих друг друга форм, «чистой потенциальностью», форму же считает причиной индивидуальности. Надо сказать, что эта концепция, рассматривающая материю как «слабейший вид бытия» была с воодушевлением принята церковью, поскольку объясняла причину, по которой Иисус Христос принял телесное обличие, явившись на землю.
Альберт Великий(1200-1280) изложил и комментировал  работы Аристотеля. Именно через него философия и богословие средневековой Европы восприняло идеи и методы аристотелизма.  Знания Альберта позволили ему оставить богатое наследие в многих областях  астрономия, минералогия, зоология, психология и френология. Он много занимался астрономией, химией и алхимией,  впервые выделил в чистом виде мышьяк.
Д. Скот (1265—1308) Решительно отрицал подчиненное отношение наук к теологии,  с точки зрения Д. Скота, всё действительное познается только эмпирически, чрез своё действие, выпытываемое познающим  в чувственном восприятии. Внешние вещи действуют на нас в чувственном восприятии, но совершенство познания, достигается лишь усилиями ума, обращаемыми на предмет различая веру от знания.
Уильям Оккам  (ок. 1285) Интуитивное познание предшествует абстрактному. Бритва Оккама : «Не до́лжно множить сущее без необходимости».
Буридан  (1300 — ок. 1358)  Опять комментарии к произведениям Аристотеля.Исследует движение: человек, бросающий камень, движет свою руку вместе с камнем,  покуда бросающий толкает брошенное тело, находясь в контакте с ним, движение является более медленным вначале, ибо тогда лишь внешний двигатель движет камень, но при движении непрерывно приобретается импетус, который вместе с вышеуказанным внешнем двигателем движет камень , в силу чего движение его становится всё более быстрым. Но после отрыва от бросающего тот уже не движет брошенное тело, но движет его лишь приобретённый импетус, и этот импетус, по причине сопротивления среды, непрерывно ослабляется, и поэтому движение становится всё более медленным.

И по сей день, все кто предлагает определение Времени, попадают в ловушку: эти определения неизбежно (!) тавтологичны, а содержание Понятия не может допускать тавтологичность.

                                                                                    Часть 3.    Понятие?

Теперь  рассмотрим вторую сторону темы: ПОНЯТИЕ.
      Удивительно,  вся мыслительная деятельность человека основана на понятиях, но истинно научное определение понятий началось только в новейшей истории.  В 1620 г. вышла книга англичанина Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон». В ней предлагалась новая теория познания, в основу которой были положены данные экспериментов и наблюдений, т.е. ощущения. Бэкон утверждал, что понятия выводятся из ощущений, но про содержание понятия он ничего не говорит.  Ничего не сказано о Понятии и  в первых энциклопедиях (Энциклопедия Дидро,  и др.).У нас одним из первых даёт определение словарь Даля:  Понятие. понятный, понять и пр. см. понимать. Мысль, представленье, идея; что сложилось в уме и осталось в памяти, по уразумении, постижении чего-либо. Понятный, могущий быть понятым, вразумительный, постижимый, ясный, доступный смыслу, уму.
Необходимо подчеркнуть, что Даль совсем отдельно даёт определение Термину:  лат. выражение, слово, речение, названье вещи или приема, условное выражение. В каждой науке и ремесле свои термины, принятые и условные названия.

     Кант: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта.." «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно - представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах»:
     Для Гегеля  Понятие - прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания  В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не её сходство с другими вещами, и в нём должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта.

     Чуть позже, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона  (изд.1890-1907):  Понятие - логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринять сознанием.
      Далее Ф. Энгельс: Неотъемлемым компонентом понятия является его условный знак - слово - с нервными механизмами воспроизведения и восприятия которого соответствующий образ связан временными связями
      Позже,  в Большом Энциклопедическом Словаре , (а от него и в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия ) :   Понятие

                 1. В философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
                 2. В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

       Большая советская энциклопедия:   Различают П, в широком смысле и научные П. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные П. отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. Термин - слово, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке.
Налицо динамика трансформации определения Понятия: от отсутствия такового, потом начального у Даля: если ты вразумительно понял что-то, то и имеешь об этом понятие, причем Термин у него, не имеет ничего общего с Понятием, Брокгауз  представляет Понятие, как предмет только  логики, где  Понятие сводится  к Термину. Энгельс привязывает Понятие к Слову.  БЭС уже видит два разных Понятия, для логики и для философии, и наконец БСЭ уже  разделяет бытовые понятия от научных.
        На самом деле Понятием наиболее продуктивно занималась Психология. А, по призыву Энгельса -  лингвистика. Но лингвистика и не могла докопаться до чего-то путного т.к. само Понятие изначально не нуждалось в слове. Интересный вопрос: почему слово Время не обзавелось ни синонимами ни антонимами? Молчат. Очевидно потому, что создатели языка, люди,  просто долго не имели такого слова. В новейшей истории слово "время" входит в быт и тут лингвисты обнаружили немало интересного. Цитаты из работы Д.В. Пенталь  Время как рефлексия пространства: Суточный цикл как единица языковой картины мира, по всей видимости, сформировался намного раньше вышеперечисленных концепций, поэтому в нем отразились архаичные представления о течении времени. 
...представление времени как процесса, который можно наблюдать.  Сам ход времени представляется как некое пространственное движение.
     Увы, понятие Время прихватизировано физикой, что им лингвистика, психология, да и философия. Но
ведь императив науки - требование однозначности определений понятий  (Беркли Джордж отмечал: "неправильное понимание природы общих идей может приводить к созданию фиктивных понятий").
Дала ли физика однозначное определение понятия Время? Вопрос риторический.
     Занималась Понятием и социология. Социологический словарь: Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением видов его деятельности появились более отвлеченные П., непосредственно не связанные с чувственным отражением. Тут интересно, что всё таки разделено "первое" понятие от "более отвлечённого".

     В формальной логике Понятие  - элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью, и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности.
     Из философии постараемся выбрать самое существенное. Итак: Понятие - форма  мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки  явлений, необходимые свойства предметов, явлений и процессов действительности, которые закрепляются в определениях. Общее имя, имеющее относительно ясное и устой­чивое содержание и сравнительно четко очерченный объем.   А понятие времени определяется как:
а) Единичное, которые являются самостоятельными и, с точки зрения логики, не нуждаются в контексте  высказывания, в пояснениях и уточняющих терминах, если их правильно употребляют. Единичные понятия не отражают множества.
б) Базовое - уточненное положение слова в области смысловых связей для дальнейшего использования в области исследований. Базовые философские категории  являются предметом вековых споров: материя , время , пространство, идея  и т.д. 
в) Абсолютное - обычно обозначает предмет, либо общую категорию:  Пространство, Время, Вселенная, Материя и т.п., то есть применение понятия не требует уточнения граничных условий или наличия в предложении доопределяющих слов.
г) Относительное - к относительным  относят парные понятия: правое и левое, верх и низ, лучше и хуже, субъект и объект; зависимые понятия: свобода (обязательно от чего-либо), новое (во времени..., по качеству...); недоопределенные.
     Психология
 подходит к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями.  В психологии разработно множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент , метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал метод формирования искусственных понятий, используются также физиологические измерения. Психологам просто таки пришлось практически изучать понятия, поскольку именно они являются базисным элементом мышления.
      Общая психология. Словарь:
Понятие одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. П. может быть конкретным и абстрактным. Проводится различие между житейскими и научными П.
Вот тут следует разобраться.
Эволюционно понятия предшествовали появлению речи.  Даже у животных есть понятия, возникающие на основе чувственного восприятия. Вот такие понятия, первичные, не выражались посредством других понятий, хотя бы потому, что не было ещё языка для их выражения.
Позже, с появлением слова как средства коммуникации,  уже существующим  понятиям  присваивались  названия-слова. На этих то первичных, приобретаемых каждым из нас личныи опытом, и зиждется наше мышление. И определение данное Далем - верно, что подтверждает и Гегель. И права логика (
элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности). В этом контексте не место "логическому термину", ни "более отвлеченным П., непосредственно не связанным с чувственным отражением", ни "Научному понятию"
     Научное понятие, например, понятие об извлечении корня кубического, большинство из нас, без ущерба для мыслительной деятельности, просто забыли, в то время как забыть, или хотя бы нарушить, первичное понятие означает серьёзное повреждение рассудка. Вот это и подвигло психологию на практическое изучение Понятий. В частности понятия Время.  Формирование Понятия сложный, до конца не изученный процесс: чувствование - восприятие - создание образа -анализ и сопоставление - обобщение - понятие. Принимаем сокращённо: ощущение - понятие.
     Ещё Иван Петрович Павлов  установил, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы. По мнению ряда авторов, отсчет " времени осуществляется с помощью сложной системы, в которой сочетаются эндогенные процессы организма в виде сердечных сокращений, дыхательного цикла, цикла обмена веществ и экзогенные влияния в виде циркдических ритмов, температурных изменений, изменения влажности и т.д.
 Проведено множество экспериментов. Ответ на вопрос: чувствует ли человек время, однозначен: НЕТ. Установлено: запоминаются, остаются действительно вашими, только те отрезки времени, которые чем-то насыщены, и чем более заполненным (или расчлененным на мелкие интервалы) является отрезок времени, тем субъективно более длительным он представляется: короткие интервалы переоцениваются, а длинные недооцениваются  Установлено: дети, которые делают первые шаги в математике, тяжелее всего учатся измерять время. Установлено: большинство людей не могли, не считая вслух,  отмерить минуту (Разброс 30 -100секунд.).Установлено: если температура у человека повышена на 2-3 градуса, то минутный интервал он отмечает с ошибкой в 35 секунд, а если"охладить" человека на  2-3 градуса, то уже через 30 секунд ему покажется, что прошла минута. Установлено: при равенстве длительности зрительные стимулы кажутся более длинными чем слуховые. Установлено различие между женским и мужским восприятием.  и т.д.

Беда в том, что все эти "установлено", разные группы исследователей почти никак не взаимосвязывали, однако вывод напрашивался: все эти различия вызваны разной скоростью обменных процессов  конкретного человека, и этот человек соотносит свои процессы с задаваемыми процессами и делает это посредством своих ощущений. Ну как же: человек - мера всего. Вот только оказалось - неточная мера, субьективная. С прогрессом человеческой цивилизации потребовалась обьективная мера-эталон.
Поскольку развитие представлений о времени связано с умением различать, фиксировать,  сопоставлять естественные циклы природы, то это и привело к созданию календаря и часов. Первые эталоны основывались на суточном цикле, лунном цикле, годовом цикле, цикле приливов и отливов и т.п.   А для определения менее протяжённых длительностей потребовались часы. Первые часы, конечно, солнечные: вот дойдёт тень от скалы до входа в пещеру: пора всем идти на охоту, дойдёт до вон того валуна: идём к очагу.Это был ещё прообраз часов, человек тогда не знал счёта. Но вот есть счет, есть часы, понятие соотношения движений неявно, а часы- вот они, что-то считают, слово "время" как бы приобретает некое конкретное содержание. Приходит тот период, когда правит бог времени, небезизвестный Хронос. Личность малоприятная, с тем ещё характером. Оно и не удивительно, ведь он никак не может соответствовать своему предназначению. Никаких фокусов со временем он не показал, как понимаете и не мог, да и сам оказался смертен. Его наследники уже не претендуют повелевать временем, а некоторые функции передаются Паркам. Их обязанности - процесс создания нити и отмеривание её длины. Да уж, ниток получались горы, и куда всё это добро девалось?  В никуда, в прошлое, где нет ничего материального. Отрезанная нить - память. Длящийся процесс создания нити - настоящее. Кудель - материя нашего мира, она изначально присутствует  в настоящем, давая возможность создать следующее настоящее. Нити в будущем нет,  нет и будущего.
         Таким образом,
невнятное ощущение субъективной и  абстрактно отвлеченной способности сравнивать соотношение движений приводит к осознанию неких единиц  движения, вот они-то и получают словесное поименование "время" (единиц времени). С появлением счета стало возможным  научное измерение "времени". Часы становятся прибором, но как бы они не совершенствовались, принцип их действия един: эталонное движение, процесс. Такая вот псевдоэволюция содержания понятия времени: бытовое время трансформировалось в математическое время, для которого можно было определить сколь угодно малый его интервал. Определились: с1967 года: "Секунда - это 9192631770 периодов излучения атома цезия-133". А с 1983г.: метр - это расстояние, проходимое в вакууме светом за 1/2997992458 долю секунды. Давайте не пугаться больших цифр, а "позрим в корень", сформулировав попросту: длина процесса за единицу времени. После всех экивоков вернулись к исходному, время "де факто" приравнено к длине.
Сколько об этом уже говорилось, но официальная наука игнорирует или извращает неугодное сказанное. Читайте к примеру некоторые высказывания и думайте.
     Антифонт  Время есть мысль или мера, а не сущность.
     Августин Аврелий Пусть же никто не говорит мне, что движение небесных тел и есть время... я вижу, что время есть некая протяженность 
    Вундт.   Время же, как неизбежный элемент всякого опыта, не есть представление или ощущение, или ассоциация наряду с другими, а "результирующий продукт сознания вообще, форма для упорядочения связи всех отдельных содержаний сознания"
   
Кант И.
Время не есть что-то объективное и реальное, оно не субстанция, не акциденция, не отношение, а субъективное условие, по природе  Человеческого ума необходимое для координации между собой всего чувственно воспринимаемого по определенному закону и чистого созерцания.           
    Шпенглер О.
  Физическое и кантово время представляет собой линию... Этим и объясняется, почему ни один из философов-систематиков не умел  ничего предпринять по отношению к понятиям прошедшего и будущего.
   Сейичи Кирима
  "Времени не существует. Есть только иллюзия воспоминаний."
   Спиноза  Длительность — атрибут, под которым мы постигаем существование сотворенных вещей так, как они пребывают в действительности… Время не состояние вещей, но только модус мышления… служащий для объяснения длительности
   Зенон Китийский: Время - это расстояние движения.
   Лейбниц  Длительность и протяженность суть атрибуты вещей, но время и пространство рассматриваются как нечто вне вещей лежащее и служат для того, чтобы измерять их

Читайте современных (ссылки имеются на  http://achrono.narod.ru/ ):
 Аксенов М. С.,   Аскольдов(Алексеев) С. А.,  О.Разумовский,  К.Ровелли,  Бахарев В.Н.,  Белостоцкий Ю.Г.,  Ву Хыу Тоан,    Григорчук Марьян,  Даныльченко Павло, Жуков Л. Б., Каланов Т. З., Коновалов В. К <\l >.,  Лалетин А.П.,  Менде Ф. Ф.,  Пащенко П. П.,   Путенихин П.В.,   Сазонов А.Ф., Суходоев В. А., Тушканов В. Л., Чужинов А. Ф.,Шилин А.С., Анаксагор Кенз,  Вихленко Н., Заикин С.И., Истархов В.А., Клаус Кифер, Кравченко С.А.,
  Куксенко Б. В.,  Пименов В. В.,  Погорелов Роберт,  Полосухин Б.М.,  Попов Н. А.,  Стекачёв В. И.,  Эбралидзе А. А.,  Юхимец А. К.   и др.

 Братаны, кончай гнать пургу: есть материя, есть процессы, есть человек со своими ощущениями, или их более точными заменителями (гирями, линейками, часами) и все, никакого "нечто" за понятием "время" не стоит.